Лекция 2
Формы и методы школьной профориентации
Профориентационная работа подразумевает несколько направлений деятельности:
Организационно-методическая работа:
> деятельность координаторов по профориентационной работе с обучающимися;
> методическая помощь учителям в подборке материалов и диагностических карт.
Работа с обучающимися:
> комплекс профориентационных услуг в виде профдиагностических мероприятий, занятий и тренингов по планированию карьеры;
> консультации по выбору профиля обучения (индивидуальные, групповые), анкетирование;
> организация и проведение экскурсий (в учреждения профессионального образования, на предприятия);
> встречи с представителями предприятий, учреждений профессионального образования.
Работа с родителями:
> проведение родительских собраний (общешкольных, классных);
>лектории;
> индивидуальные беседы;
> анкетирование;
> организация и проведение профориентационной работы;
> руководство кружками, спортивными секциями, художественными студиями, ученическими театрами, общественными ученическими организациями;
> помощь в организации профессиональных проб старшеклассников на предприятиях;
> помощь в организации временного трудоустройства обучающихся в каникулярное время;
> участие в работе родительских комитетов, Совета школы и других общественных формирований школы.
Профориентационная работа в учебном процессе реализуется через следующие формы: специальный курс по выбору профессии; урок; факультативы; предметные кружки; научное общество учащихся; олимпиады, конкурсы; тематические вечера; работа групп консультантов по предметам; тематические газеты по предметам. К современным формам и методам профориентационной работы, можно отнести следующие:
> внедрение в учебный процесс программ по профессиональному самоопределению, например таких как: «Я и моя будущая профессия», «Ты и твоя профессиональная карьера», «Твой выбор», «Твоя будущая профессия», «Пропуск в профессию», «Путь в профессионализм», «Основы профессионального выбора» и т.д.;
> разработка дифференцированных (индивидуализированных) программ по профориентации;
> организация элективных курсов и курсов по выбору в образовательных учреждениях;
> психологические консультации для старшеклассников и их родителей по выбору профессиональной сферы и определению индивидуальной траектории профессионального и личностного развития. В профориентационной работе со школьниками уместно использовать активизирующие методы. Активизирующие методики направлены на формирование субъекта профессионального самоопределения и предполагают не только формирование у консультируемого подростка интереса (мотивации) к рассмотрению своих проблем, но и вооружение его доступным и понятным средством для планирования, корректировки и реализации своих профессиональных перспектив.