Лекция 1
Понятие профориентации
Профориентация – комплекс психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение школьника. Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися. Профориентация включает в себя следующие элементы:
Профпросвещение – сообщение сведений о различных профессиях, их социально-экономических и психологических характеристиках, описание требований со стороны этих профессий к человеку.
Профпропаганда – формирование положиетльной мотивации к тем профессиям, в которых общество испытывает потребность, в частности к чрезвычайно необходимым, но не творческим профессиям.
Профвоспитание – развитие профессионально важных качеств личности: ответственности, чувства долга, гордости за свою профессию и т.д.
Профдиагностика – мероприятия, направленные на психологическое изучение индивидуальных особенностей, профессионально значимых качеств, профессиональной пригодности, изучение личности в целях профориентации, профотбора, повышения эффективности обучения и воспитания.
Профпригодность – прогностическая характеристика возможностей человека в овладении какой-либо деятельностью, профессией.
Профотбор – научно обоснованный допуск людей к какому-либо виду профессионального обучения или деятельности в связи с требованиями со стороны профессии и соответствием человека предъявляемым требованиям.
Профессиография – разностороннее изучение профессиональной деятельности, описание профессий с определением их социально-экономического значения, перспектив роста, материального обеспечения и других условий труда, психологических и физических нагрузок, возможностей обучения, совершенствования, продвижения по службе, медицинских и других ограничений, требований к профессионально значимым качествам работника. Результаты профессиографических исследований выражаются в соответствующих профессиограммах по определенным профессиям.
Профактивизация – создание условий для практической пробы сил в различных сферах трудовой деятельности.
Профадаптация – мероприятия, направленные на более быстрое достижение оптимального качества деятельности в конкретной профессии, овладение специальностью с достаточно высокими трудовыми показателями, стабильностью и удовлетворенностью в работе.
Профориентационная игра – моделирование процесса выбора профессии и дальнейшего профессионального самоопределения в условиях активного обучения.
Профконсультация – взаимодействие клиента и профконсультанта по поводу принятия решения о наиболее благоприятном варианте профессионального развития [6, с.10].
Эффективность профессиональной ориентации обучающихся во многом зависит от хорошо организованного управления образовательным процессом. В каждой школе складывается своя система педагогического управления профориентацией. Целью профориентации является оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности, а также выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда. К задачам профориентации относится получение непротиворечивых данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения; обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках элективных курсов и в воспитательной работе; дополнительная поддержка некоторых групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства – учащихся коррекционных классов и школ и др.; выработка гибкой системы кооперации старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города, региона. Декларативные методы, без предоставления возможности каждому попробовать себя в различных видах деятельности, в том числе и в избираемой.
Профориентация предполагает ряд принципов, в соответствии с которыми должен происходить выбор старшеклассниками будущей профессии: принцип сознательности, принцип активности, принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностями, способностями личности и одновременно потребностям общества в кадрах, принцип развития. Одной из основных проблем профориентации в школе является отсутствие индивидуального, дифференцированного подхода к личности выбирающего профессию, а также преобладание словесных методов при отсутствии практических