Практическое исследование технологий профориентационной работы с молодежью .

      Анализ опыта реализации технологий профориентационной работы со старшеклассниками .

    Одной из технологий профориентационной работой со старшеклассниками является профориентационный лагерь актива. Опыт в реализации данной технологии имеется, но он слишком мал. Те профориентационные лагеря, которые уже существуют, не всегда организованы должны образом, и, как правило, они содержат в себе только описательную функцию. Уже более 7 лет, два раза в год, студенческая организация «Школа тренинга» при поддержке Управления по внеучебной работе Национального Исследовательского Университета Высшая Школа Экономики проводит профориентационный лагерь для школьников 8-11 классов «Мы Вместе». Главной особенностью лагеря является то, что все мероприятия проводятся студентами, которые делятся подробной информацией об интересующих факультетах, студенческой жизни, и, конечно, о поступлении. Профориентация проходит в игровой интерактивной форме, где каждый старшеклассник может почувствовать себя участником той или иной ситуации. Программа лагеря рассчитана на 2 недели включает в себя презентации факультетов, деловые игры, тренинги и т.д. Так же технологию профориентационной работы в лагере активно использует компания «Лидерлайф», которая занимается организацией развивающего отдыха и проведением тренингов для детей и молодежи от 8 до 24 лет. Одна из тематических смен носит название «Лидер - успешный старт» и ориентирована на юношей и девушек 13-16 лет. Программа смены рассчитана на 6 дней и продумана таким образом, что помогает участникам лагеря: выявить профессиональные склонности; определиться с профессиональной сферой, направлением профессионального образования; выбрать среднее - специальное или высшее учебное заведение, специализацию обучения в учебном заведении; определить подходящий профиль обучения в школе. Обязательными составляющими смены являются тренинги, направленные на развитие коммуникативных и деловых навыков и на личностный рост, а также сюжетно-ролевые игры, интеллектуальные и спортивные мероприятия.

 

2. Программа проведения профориентационной работы со старшеклассниками

             Многие выпускники сталкиваются с трудностями профессионального самоопределения в связи с отсутствием в образовательном учреждении профессиональной информационной базы. Если такая база и имеется, то, как правило, она очень мала и охватывает лишь наиболее часто встречающиеся профессии. К тому же часто такая база не содержит информации о потребностях общества в тех или иных специалистов на данный момент. То есть многие старшеклассники попросту не знают, какие есть профессии, востребованы ли они. В целом, действующая в настоящее время система профессиональной ориентации плохо приспособлена к функционированию в современных условиях. Решением данной проблемы является разработка эффективной программы проведения профориентационной работы со старшеклассниками. Опираясь на опыт проведения профориентационных лагерей, была разработана программа тематической смены . Тематическая смена «Профориентаций» направлена на развитие профессионального самоопределения у детей. Целью смены является создание условий для профессионального самоопределения, саморазвития и самореализации старшеклассников. Участники смены - учащиеся старших классов школ. Программа ориентирована на разнообразную по форме и содержанию деятельность: учебу, знакомство с различными формами профориентационной работы. На смене «Профориентаций» вожатые помогают детям приобрести необходимые коммуникативные и деятельностные знания, умения и навыки, благодаря которым в них формируются и развиваются способность к анализу и самоанализу деятельности. Ребенок учится самостоятельно исследовать, наблюдать и применять приобретенный опыт. Принимая непосредственное участие в планировании своей деятельности и оценке ее результатов, подросток помогает старшему строить последующую образовательную деятельность, исходя из принципов, которые признают за каждым ребенком - право быть индивидуальностью со своим уникальным опытом, способностями и потребностями.

   Основными задачами программы смены являются: Создание в рамках смены образовательно-развивающего пространства, реализующего следующие задачи:                      Повышение уровня осведомленности детей о профессиях и их востребованности. Развитие творческого потенциала каждого подростка, включение каждого участника в творческую развивающую коллективную и индивидуальную деятельность. Обогащение социального опыта в процессе общения и деятельности в условиях временного детского коллектива.

    Игровая модель смены следующая: Приехав в лагерь, дети оказываются в учреждении «Профориенторий», которое занимается сбором информации о различных профессиях, а так же распределением молодых специалистов. Для того, что бы находиться в учреждении, ребенку необходимо получить личную профкарту, в которой будет указано его имя и помещена фотография. Эта карта очень важна, без нее нахождение в «Профориентории» будет невозможным, так как в ней будут отмечаться уровни личностного роста ребенка.

     Что же такое «Профориенторий»? Вообразим учреждение, в котором собрались дети разных возрастов и представители различных профессий. Здесь придётся провести много времени, поэтому нужно налаживать отношения для удобного сосуществования. Для того, что бы не возникало конфликтов, существуют специалисты по профессиональной ориентации - старшие вожатые и администрация лагеря. Во время пребывания в учреждении детям предлагаются разнообразные игры, творческие конкурсы и задания, как индивидуальные, так и групповые. Каждый день пребывания в учреждении является тематическим.

  Каждое утро в «Профориенторий» приходят письма от представителей определенных типов профессий (человек - природа, человек - знаковая средства, человек - техника, человек - художественный образ, человек - человек). Причем письмо от представителей художественных профессий приходит в виде сценария пьесы, а от представителей типа человек - знаковая средства - в виде электронного письма. В течении дня проводятся мастер-классы и лекции по типам профессий (предпринимательство, актерское мастерство, веб-программирование, связи с общественностью и т.д.), тематические игры («8 бюрократов», «Большая профессиональная игра и т.д.). В заключении дня предполагается проведение тематических вечерних мероприятий. Так же планируются встречи (пресс-конференции) с представителями различных профессий (ветеринар, маркетолог, слесарь, имиджмейкер, педагог и другие). Кроме того, каждый вечер в отрядах вожатыми апробируются различные формы профориентационной работы (результаты заносятся в профкарту). Логическим завершением смены станут индивидуальные профориентационные тестирования, результаты которых будут занесены в профкарту ребенка. Одним из предполагаемых результатов смены значится - уровень осведомленности детей о профессиях и их востребованности повысится. Существенным преимуществом описанной технологии является то, что она может объединять в себе различные формы профориентационной работы. Более того, проведение профориентационных смен логично, т.к. в условиях лагеря ребенок может открыться совершенно с новой стороны. профориентация старшеклассник самоопределение.

Заключение

       Проблема профориентации изучается давно. Существует множество подходов, технологий, методов, форм. Выбор профессии - это во многом выбор между стратегией адаптации человека через подчинение среде, с одной стороны, и стратегией высвобождения внутренних ресурсов развития личности, включающих способность решать ценностно-нравственные проблемы - с другой. Такой выбор учащийся должен сделать уже в старшем школьном возрасте, когда основным содержанием «кризиса» перехода от детства к взрослости является изменение движущих сил развития личности. Помощь учащимся в их профессиональном самоопределении и осознанном выборе профессии призвана оказывать профориентационная работа. Главной целью ее содержания является обучение старших школьников продуктивной практической деятельности, направленной на формирование рефлексивных способностей - познание собственной деятельности, умение видеть в ней успехи, ошибки, исправлять их в подготовке к профессиональному самоопределению. Профессиональное самоопределение рассматривается как сложный динамический процесс формирования учащимся своих основополагающих отношений к профессиональной деятельности, развития и самореализации своих возможностей, формирование адекватных им профессиональных планов и намерений, реалистического образа себя как профессионала. Одной из самых интересных и эффективных технологий профориентации для старшеклассника является участие в тематической смене, где молодой человек может с большей точностью может определиться с собственной профессиональной ориентацией.

«Профориенторий» Тема смены: «Профориенторий» - смена направлена на развитие профессионального самоопределения у детей. Актуальность Программа направлена на решение такой важной задачи, как профессиональная ориентация старшеклассников. Высокие темпы развития современного рынка образовательных услуг и становления его институтов определяют необходимость проведения качественной профориентационной работы. Программа ориентирована на разнообразную по форме и содержанию деятельность: учебу, знакомство с различными формами профориентационной работы. На смене «Профориенторий» вожатые помогают детям приобрести необходимые коммуникативные и деятельностные знания, умения и навыки, благодаря которым в них формируются и развиваются способность к анализу и самоанализу деятельности и создаваемых в коллективе межличностных взаимоотношений. Ребенок учится самостоятельно исследовать, наблюдать и применять приобретенный опыт. Принимая непосредственное участие в планировании своей деятельности и оценке ее результатов, подросток помогает старшему строить последующую образовательную деятельность, исходя из принципов, которые признают за каждым ребенком - право быть индивидуальностью со своим уникальным опытом, способностями и потребностями. Участники смены: дети, учащиеся старших классов (8-11) школ города Москвы. Цель программы: Создание условий для профессионального самоопределения, саморазвития и самореализации старшеклассники. Основные задачи программы: Создание в рамках смены образовательно-развивающего, оздоровительного пространства, реализующего следующие задачи: Повышение уровня осведомленности детей о профессиях и их востребованности. Развитие творческого потенциала каждого подростка, включение каждого участника в творческую развивающую коллективную и индивидуальную деятельность. Обогащение социального опыта в процессе общения и деятельности в условиях временного детского коллектива. Игровая модель смены: Приехав в лагерь, дети оказываются в учреждении «Профориенторий», которое занимается сбором информации о различных профессиях, а так же распределением молодых специалистов. Для того, что бы находиться в учреждении, ребенку необходимо получить личную профкарту, в которой будет указано его имя и помещена фотография. Эта карта очень важна, без нее нахождение в «Профориентории» будет невозможным, так как в ней будут отмечаться уровни личностного роста ребенка. Что же такое «Профориенторий»? Вообразим учреждение, в котором собрались дети разных возрастов и представители различных профессий. Здесь придётся провести много времени, поэтому нужно налаживать отношения для удобного сосуществования. Для того, что бы общение было продуктивном и не возникало конфликтов, существуют специалисты по профессиональной ориентации - старшие вожатые и администрация лагеря. Во время пребывания в учреждении детям предлагаются разнообразные игры, творческие конкурсы и задания, как индивидуальные, так и групповые. Каждый день пребывания в учреждении является тематическим. Каждое утро в «Профориенторий» приходят письма от представителей определенных типов профессий (человек - природа, человек - знаковая средства, человек - техника, человек - художественный образ, человек - человек). Причем письмо от представителей художественных профессий приходит в виде сценария пьесы, а от представителей типа человек - знаковая средства - в виде электронного письма. Кроме того, каждый вечер в отрядах вожатыми апробируются различные методы. Логическим завершением смены станут индивидуальные профориентационные тестирования, результаты которых будут занесены в профкарту ребенка. Предполагаемые ключевые мероприятия :

1. Торжественное открытие смены.

2. Большая профессиональная игра

3. Фестиваль «Все профессии нужны, все профессии важны»

4. Торжественное закрытие смены.

Последнее изменение: среда, 12 июня 2024, 16:34