Требования к речи
Для успешной профессиональной деятельности необходимо соблюдать следующие требования к речи:
Ø информативность - определяется ценностью сообщаемых в речи фактов и способностью автора к обобщению;
Ø понятность - зависит от смыслового содержания, языковых особенностей, соотношения между ее сложностью и уровнем развития, кругом знаний и интересов слушателей;
Ø правильность - соответствие утвержденным в данном языке нормам произношения, правописания, каллиграфии, семантики;
Ø выразительность - учет обстановки выступления, ясность и отчетливость произношения, правильность интонации, умение пользоваться словами и выражениями переносного и образного значения.
Свойства речи
Ø Содержательность - характеризуется объемом выраженных в ней мыслей, обеспечивается подготовленностью говорящего.
Ø Понятность - обусловлена в основном объемом знаний слушателей, обеспечивается избирательным отбором материала, доступного слушателям.
Ø Выразительность - связана с эмоциональной насыщенностью, обеспечивается интонацией, акцентом, паузами.
Ø Действенность - определяется влиянием на мысли, чувства, поведение, обеспечивается учетом индивидуальных особенностей слушателей.
Речевые свойства личности:
Ø Общительность - оптимальное проявление потребности в контакте с людьми. Сочетается с избирательностью: есть что сказать и знает, кому сказать.
Ø Замкнутость - отсутствие потребности в общении. Противоположность общительности, но не синоним скрытности.
Ø Болтливость - несдержанность речевой активности, проявление слабой воли, отсутствие избирательности. Признак поверхностности ума.
Ø Красноречие - способность связно, убедительно и в красивой форме излагать свои мысли. Олицетворение единства мысли и слова. Обычно сочетается с лаконичностью.
Ø Краснобайство - склонность к бессодержательным, декларативным выступлениям в привлекательной языковой форме.
Ø Лаконичность - краткость и четкость выражения мысли (краткие и точные выражения: приказ).
Ø Афористичность - склонность к употреблению афоризмов (чужих, известных или своих). Афоризм - законченная емкая мысль, выраженная сжато и обычно в привлекательной языковой форме.
Обобщенным показателем речевых особенностей личности выступает стиль речи.
Различают следующие стили:
Ø обиходно-бытовой (душа нараспашку, лезть в душу с сапогами, жить душа в душу, душа болит);
Ø художественный (душа устремилась в эмпиреи);
Ø деловой (душевой доход, на душу населения);
Ø научный (душа — это ненаучная категория, научной категорией является психика);
Ø сленг (жаргон «ботать по фене»).
Человек переходит с одного стиля на другой в зависимости от ситуации и задач деятельности. Однако присущий человеку стиль речи не всегда легко изменить.
Функции речи. Речь человека выполняет сигнификативную функцию: обозначение предметов и явлений (связь с образами - ощущениями, восприятиями, памятью, воображением) и выражение понятий (связь с мышлением).
Сигнификативная функция (от англ, signifikate - обозначаю) отличает речь человека от коммуникации животных. Общение между людьми становится возможным, когда все общающиеся пользуются одними и теми же словесными знаками и вкладывают в них одинаковый смысл.
Функция обобщения связана с тем, что слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но и целую группу сходных предметов, и всегда является носителем их существенных признаков.
Интеллектуальная функция дает возможность быть орудием мышления, подчинять себе все виды и формы мышления, переходить от подсознательных неформализованных процессов к осознанным, логически соразмеренным и соотнесенным. Проявление интеллектуальной функции речи особенно важно для работников умственного творческого труда, для ситуаций коллективного решения сложных вопросов (для людей, выполняющих функции управления и контроля).
Коммуникативная - функция передачи информации. Выступает как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми.
В коммуникативной функции речи выделяют три стороны:
· информационную - проявляется в передаче знаний и тесно связана с функциями обобщения и обозначения;
· выразительную - помогает передать чувства и отношения говорящего к предмету сообщения;
· волеизъявительную - направлена на то, чтобы подчинить слушателя замыслу говорящего.